Пишите!
Пишите!
тел. 158-6266

Ученики

Синхронизация социальной активности и оптимум стимуляции

Курсовая работа ученика 10 класса школы "Муми-тролль" Георгия Владимирова.



   Научный руководитель: Заведующий отделом научных исследований Московского зоопарка Сергей Владиленович Попов.
   Оппонент: биолог Юлия Андреевна Севрук.
   Оценка: 5-.


Важнейшей характеристикой биологического вида считается устройство внутривидовых социальных взаимоотношений. Исследователи стараются выделить количественные показатели поведения, которые можно интерпретировать с точки зрения "социальности".

Георгий исследовал некоторые аспекты социального поведения монгольских и малазийских песчанок. Известно, что песчанки первого из изучаемых видов образуют семьи, а второго - агрессивно относятся к сородичам. В работе рассматривается отражение этого факта в лабораторном эксперименте.

В течение суток Георгий записывал на видеокамеру поведение двух пар песчанок разных видов, помещенных в специальные экспериментальные установки.

Пары самцов помещали в клетки: пару одного вида - в одну и пару другого вида - в другую. Каждая клетка была разделена на две равные части непрозрачной перегородкой, в которой имелось забранное решеткой отверстие. Песчанки одного вида (сидящие в одной клетке) могли наблюдать друг за другом через это отверстие, но для этого им требовалось подойти к нему. Таким образом, Георгий мог обозначить как "зону контакта" пространство, прилегающее к перегородке. Нахождение в ней животного интерпретировалось как социальная активность.

В ходе анализа видеозаписи с точностью до секунд отмечались моменты, когда каждое животное входило в зону контакта и выходило из нее; вычислялись длительности нахождения в зонах контакта, а также время, которое животные находились в зоне одновременно.

В процессе эксперимента представители обоих видов песчанок проявляли склонность к социальному взаимодействию, но у животных "семейного" вида эта склонность была больше.

В работе рассмотрено всего по одной паре животных каждого вида, что делает невозможным перенос полученных результатов на вид в целом. Однако проведенный Георгием эксперимент показал, что данная методика перспективна и может быть использована в лабораторном изучении социальных взаимоотношений животных.




Страница курсовых проектов


Школа "Муми-тролль"
Адрес школы:
Волоколамское шоссе, д.1
Создание сайта © Serge N.Kozintsev