Пишите!
Пишите!
тел. 158-6266

Материалы

Чувство истории: права человека в истории на уроках обществознания

(Методическое пособие для учителей истории и обществознания)

С 2011 г. учителя истории и обществознания школы «Муми-тролль» разрабатывают проект «Чувство истории: права человека в истории на уроках обществознания».

В рамках проекта читаются лекции (об истории прав человека и о становлении демократии в России, о положении с правами человека в Иране и о выдающихся борцах за эти права: Анатолии Марченко, Вацлаве Гавеле); проводятся экскурсии (к месту расстрела на Бутовском полигоне, в Музей Андрея Дмитриевича Сахарова, в Музеон на Крымском валу, в международный Мемориал); проводятся семинары по тетрадям и альбомам Евфросиньи Антоновны Керсновской, более десяти лет проведшей в сталинских лагерях и запечатлевшей их в выразительных рисунках и текстах, по книгам комиксов художницы из Ирана Маржан Сатрапи «Персеполис» и американского художника Арта Шпигельмана «Мыши», посвященному Холокосту; по Дневнику Романа Кравченко, школьника, пережившего оккупационный нацистский режим в городе Кременце и описывающего его; по знаменитой книге Тода Штрассера «Волна».

На каждом уроке, проводимом в рамках проекта, идет речь о проблемах исторического знания: том или ином периоде, той или иной стране. Однако это именно уроки обществознания, на которых тексты и визуальные источники позволяют глубоко изучить, осознать и прочувствовать теоретические понятия, связанные с темами «Права человека», «Политические режимы», «Гражданское общество», «Правовое государство», «Демократия», «Общественный прогресс». Одновременно, конечно, более осмысленным и конкретным становится и освоение школьниками исторического материала.

В процессе осуществления проекта его участники составляли друг для друга и для себя методические разработки уроков, которыми теперь мы начинаем делиться со всеми, кого наш опыт может заинтересовать.

Уроки, подобные тем, что проводили мы, можно включить как в курс обществознания, так и в курс истории. В некоторых случаях представленный материал явно выходит за рамки одного урока (в старших классах мы проводим иногда семинары на сдвоенных уроках). Мы не стали, тем не менее, его сокращать, чтобы дать возможность учителям самостоятельно выбрать те аспекты проблем и те источники, на которых им захочется сосредоточиться более подробно.

Мы представляем методические пособия уроков «Нацистский оккупационный режим на территории СССР и проблема выживания в гетто» (авторы — учителя «Муми-тролля» кандидат исторических наук Е.И. Лебедева и Д.А. Ермольцев); «Права человека в Иране» (авторы — сотрудники кафедры всеобщей и отечественной истории НИУ «Высшая школы экономики» Г.В. Лукьянов и С.А. Рагозина); «Сопротивление несвободе на примере диссидентского движения в СССР» (автор — сотрудник международного историко-просветительского общества «Мемориал» А.А. Макаров).

Публикация методических разработок будет продолжаться.

Нацистский оккупационный режим на территории СССР и проблема выживания в гетто

Права человека в Иране

Сопротивление несвободе на примере диссидентского движения в СССР




























Школа "Муми-тролль"
Адрес школы:
Волоколамское шоссе, д.1
Создание сайта © Serge N.Kozintsev