Пишите!
Пишите!
тел. 158-6266

Лекторий

Сезон 2000–2001 · Сезон 2001‑2002 · Сезон 2002‑2003 · Сезон 2003‑2004 · Сезон 2004‑2005 · Сезон 2005‑2006 · Сезон 2006‑2007 · Сезон 2007‑2008 · Сезон 2008‑2009 · Сезон 2009‑2010 · Сезон 2010‑2011 · Сезон 2011‑2012 · Сезон 2012‑2013 · Сезон 2013‑2014 · Тексты лекций

С.В. Жожикашвили. Священный огонь искусства и Норма жизни в романе "Обломов".
12 февраля 2010 года.


Краткая аннотация

Гончаров тяготел к классическим формам, не стремился ломать каноны, но роман «Обломов» настолько насыщен литературными цитатами, реминисценциями, что его можно сопоставлять с произведениями Серебряного века, а не середины XIX в. Особенно заметен в романе миф о Пигмалионе и Галатее, правда, мужчина и женщина меняются здесь местами, вдобавок у Ольги не получается «оживить» Обломова, сам же Обломов, напротив, сильно влияет на Ольгу. Миф переворачивается еще и потому, что Обломову хотелось бы превратить не статую в девушку, а девушку в статую, в произведение искусства. Так Гончаров неожиданно подключается к одной из важнейших литературных полемик своего времени – о «чистом искусстве». Обломову не нужна Ольга ни как жена, ни как любовница, она нужна ему как икона, картина.

Любовь Обломова к Ольге началась с арии Нормы из одноименной оперы Беллини, то есть прежде всего его привлекла не девушка, а музыка. Ария играет ключевую роль в романе: Норма призывает к миру, к покою, к отказу от борьбы. Помимо центральной арии в целом сюжет оперы отразился в ряде мотивов романа. Они переплелись, перепутались (меняются местами герои, мужское и женское начала, место Нормы часто занимает не Ольга, а Обломов), но отчетливо различимы.


Текст лекции

Читать в виде HTML.
Скачать в формате PDF.


Фотографии лекции

Школа "Муми-тролль"
Адрес школы:
Волоколамское шоссе, д.1
Создание сайта © Serge N.Kozintsev