Пишите!
Пишите!
тел. 158-6266

Лекторий

Сезон 2000–2001 · Сезон 2001‑2002 · Сезон 2002‑2003 · Сезон 2003‑2004 · Сезон 2004‑2005 · Сезон 2005‑2006 · Сезон 2006‑2007 · Сезон 2007‑2008 · Сезон 2008‑2009 · Сезон 2009‑2010 · Сезон 2010‑2011 · Сезон 2011‑2012 · Сезон 2012‑2013 · Сезон 2013‑2014 · Тексты лекций

А.А. Зализняк. Об исторической лингвистике.
12 декабря 2008 года.
(Продолжение - 5 февраля 2010 года)


Краткая аннотация

Школьное образование построено таким образом, что дети не получают практически никаких сведений об исторической лингвистике. Между тем, вопросы истории языка интересуют многих людей.

Нередко приходится сталкиваться с вопросом "Какой язык самый древний?" А ведь самых элементарных лингвистических знаний достаточно, чтобы понять всю абсурдность этого вопроса: все ныне существующие языки через непрерывную цепь изменений восходят к тому времени, когда только формировался современный человек.

Иное дело - названия языков: древним нам кажется тот язык, который длительное время сохраняет одно и то же название - как, например, греческий и персидский. Но народы и языки часто получают свои названия весьма причудливыми путями: например, французский язык - потомок латыни - получил свое название от германского племени франков, русский - от слова "русь", которым именовались пришедшие в Киевскую землю варяжские дружины.

Дилетанты, которые берутся читать древние тексты, исходя из данных современных языков, не осознают важнейшего факта: язык меняется, и за несколько тысяч лет эти изменения делают его неузнаваемым. При наличии долгой письменной традиции эволюцию языка можно проследить документально. Но и при ее отсутствии историческая лингвистика умеет строить в высшей степени правдоподобные гипотезы о том, как выглядел тот или иной язык столетия и даже тысячелетия назад. Важнейший постулат, которым она при этом пользуется, - открытый в начале XIX в. закон регулярности звуковых изменений. Если, например, в таком-то языке в такое-то время безударное "о" изменилось в "а", это значит, что "а" появилось на месте безударного "о" во всех словах, в которых был этот звук. Наиболее смелые из исследователей, работающих в этой области, уже сейчас задумываются о реконструкции лингвистическими методами гипотетического единого праязыка, на котором много десятков тысяч лет назад говорило все человечество. И пусть пока перспектива восстановления такого языка (или нескольких языков, если членораздельная речь независимо возникла у нескольких групп предков человека) покрыта туманом, работа в этом направлении уже ведется.


Текст лекции

Читать в виде HTML.
Скачать в формате PDF.


Фотографии лекции

Школа "Муми-тролль"
Адрес школы:
Волоколамское шоссе, д.1
Создание сайта © Serge N.Kozintsev