Пишите!
Пишите!
8-495-575-63-99

Физика

Математика · Русский язык · Литература · Английский язык · Французский язык · Мир вокруг нас · Естествознание · История · Биология · География · Труд · ИЗО · Музыка · Физкультура

Галина Павловна Морозова, учитель физики Галина Павловна Морозова, школа Муми-Тролль

В нашей школе мы начинаем изучать физику в пятом классе - на два года раньше, чем по стандартной программе. Попробую рассказать, зачем мы это делаем.

Физика – это наука о том, как устроен мир. И это единственная наука в школьной программе, при изучении которой ребенок может пройти самостоятельно весь путь исследования: от постановки проблемы через выдумывание гипотезы - к законам и их применению. В биологии на это часто не хватает материала под рукой, а в химии -  точности школьных измерений. Поэтому главная задача, которую мы перед собой ставим, – научить детей экспериментальному методу исследования мира. А для этого прежде всего нужно время. На наших уроках дети сначала учатся измерять, потом – строить гипотезы и проверять их опытом, а дальше, в старшей школе – устанавливать математическую связь между величинами. И если для того, чтобы изложить ученикам закон, учителю нужен один урок, то для того, чтобы ученики открыли его сами – в три раза больше.
Вот некоторые открытия, которые совершают дети на наших уроках:

  • Длина окружности в три раза больше её диаметра;
  • Период колебаний маятника не зависит от массы грузика;
  • Период колебаний маятника увеличивается с увеличением размаха (то, что это верно для больших углов, обычно не знают даже девятиклассники, а в пятом классе дети замечают);
  • Молекулы умеют притягиваться и отталкиваться;
  • Пока лёд не растает, его температура не меняется.

Вторая причина, по которой мы начинаем изучать физику раньше, связана с тем, что она является основой, базой, на которую опираются все прочие естественные науки. Часто на уроках биологии, географии, химии нужны знания из физики. И, конечно, правильнее, чтобы такие слова как "атмосферное давление", "диффузия" и "энергия" сначала звучали на физике, а потом уже ими пользовались другие учителя. Более растянутый курс даёт нам такую возможность.

Есть еще и третья причина. Изучать физику – это же так здорово! На каком ещё уроке можно поговорить о рождении и смерти вселенной, о том, можно ли повернуть время назад и есть ли у тел в космосе масса, о том, что находится между молекулами и умеют ли атомы соединяться и разъединяться, о том, как устроен подъёмный кран и компьютер... У нас на уроках есть возможность не гасить детские вопросы из-за того, что мы что-то не успели пройти по программе. И то, что мои ученики и в 11 классе не перестают их задавать – для меня самая большая радость.


Школа "Муми-тролль"
Создание сайта © Serge N.Kozintsev